Финансовые аспекты уплаты государственной пошли
   
Пятница, 09.12.2016, 00:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2013 » Февраль » 5 » Финансовые аспекты уплаты государственной пошли
17:49

Финансовые аспекты уплаты государственной пошли





Юрист Наталья Шульга

Финансовые аспекты уплаты государственной пошлины



Валентин Галич, заместитель директора ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Елена Шинкаревич, юрист отдела претензионно-исковой работы ООО "Юридическая группа "ВЕРДИКТ БАЙ"

Всем известно, что одним из условий предоставления судебной защиты в хозяйственных судах Республики Беларусь является уплата государственной пошлины за рассмотрение искового заявления. Так, в соответствии со статьей 160 ХПК к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

Порядок уплаты государственной пошлины, ее ставки. Размер государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд определяется в соответствии с Приложением 16 к НК[1]:

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина

Ставки государственной пошлины

1. Рассмотрение исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе при цене иска:

1.1. до 100 базовых величин

15 базовых величин

1.2. от 100 до 1000 базовых величин

5 процентов от цены иска, но не менее суммы, установлено в подпункте 1.1 настоящего пункта

1.3. от 1000 до 10 000 базовых величин

5 процентов от 1000 базовых величин плюс 3 процента от сумм, превышающей 1000 базовых величин

1.4. свыше 10 000 базовых величин

1 процент от цены иска, но не менее суммы, установленной в подпункте 1.3 настоящего пункта

2. Рассмотрение исковых заявлений неимущественного характера, заявлений о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых:

2.1. юридическими лицами:

2.1.1. в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

20 базовых величин по каждому требованию (акту)

2.1.2. в другие хозяйственные суды

10 базовых величин по каждому требованию (акту)

2.2. индивидуальными предпринимателями и гражданами в хозяйственные суды

5 базовых величин по каждому требованию (акту)

3. Рассмотрение исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о признании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению:

3.1. в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь

20 базовых величин

3.2. в других хозяйственных судах

10 базовых величин

4. Рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства при сумме взыскания:

4.1. до 100 базовых величин

2 базовые величины

4.2. свыше 100 базовых величин

5 базовых величин

5. Рассмотрение жалоб:

5.1. апелляционных

40 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

5.2. кассационных

80 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

5.3. о пересмотре судебных, постановлений в порядке надзора, подаваемых должностным лицам для принесения протеста

80 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

В соответствии со ст. 168 ХПК цена иска определяется: по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы; по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы; по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества; по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.

Нужно понимать, что в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Таким образом, цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. При этом надо учитывать, что оплате государственной пошлиной подлежит каждое заявленное требование, в том числе и требования неимущественного характера.

Пример:

При заявлении иска с требованиями о взыскании задолженности по арендной плате в размере 10 000 000 белорусских рублей (1), взыскании пени в размере 3 000 000 белорусских рублей (2), процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 500 000 белорусских рублей (3), расторжении договора аренды (4) и выселении (5), государственная пошлина будет рассчитана следующим образом:

Цена иска составит сумму имущественных требований и будет равна 14 500 000 белорусских рублей (1+2+3). Пошлина составит 5 % от 14 500 000 белорусских рублей, что равняется 725 000 белорусских рублей.

В то же время существуют два неимущественных требования (4 и 5), которые подлежат оплате в размере 10 базовых величин за расторжение договора и 10 базовых величин за выселение.

Итого сумма государственной пошлины составит 725 000 + 350 000 + 350 000 = 1 425 000 белорусских рублей.

Следует обратить внимание, что зачастую в силу желания детализировать свои требования в исковом заявлении, истцы возлагают на себя обязанность по уплате достаточно больших сумм государственной пошлины, однако этого можно избежать, сформулировав исковые требования иначе.

Пример:

При расторжении договора аренды недвижимости можно заявить как требование о выселении, которое имеет неимущественный характер (госпошлина 10 базовых величин), так и требование о возврате переданного имущества (госпошлина будет составлять по шкале определенный процент от цены помещения).

Во многих случаях, возврат имущества, осуществление двусторонней реституции, взыскание неосновательного обогащения возможны лишь после разрешения другого неимущественного требования. Причем разрешение такого неимущественного требования может сложиться не в пользу истца. При таких обстоятельствах бывает целесообразно заявить лишь неимущественное требование и, лишь в случае его удовлетворения, заявить требование имущественного характера.

Пример:

Так, при заявлении требования о признании договора купли-продажи предприятия стоимостью 10 000 000 000 белорусских рублей недействительным и истребовании данного имущества из чужого незаконного владения, сумма государственной пошлины будет иметь более чем внушительный размер, потому что помимо 10 базовых величин за неимущественное требование - признание договора недействительным, истец будет вынужден уплатить 1 % от стоимости предприятия – 100 000 000 белорусских рублей.

Существует вероятность неудоволетворения первого требования – о признании договора недействительным, что влечет за собой автоматический отказ в удовлетворении второго требования[2]. Поэтому желательно подать лишь иск о признании договора недействительным и лишь в случае положительного исхода дела и невозврате имущества в добровольном порядке, подать уже «бесспорный» иск о применении реституции.

По имущественным спорам при наличии доказательств бесспорности задолженности и отсутствии возражений должника, можно пользоваться процедурой приказного производства.

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе в упрощенном порядке без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя. Если со стороны должника в суд представляются возражения, процедура заканчивается отказом в выдаче определения о судебном приказе.

В обычной хозяйственной деятельности доказательством бесспорности задолженности является подписанный сторонами акт сверки. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев контрагент-должник отказывается подписать акт сверки с рассчитанными санкциями, что исключает возможность их взыскания в приказном производстве. Еще одним недостатком данной процедуры является то, что в приказном производстве судом не взыскиваются юридические услуги. В то же время, данная процедура позволяет существенно сэкономить на государственной пошлине. Поэтому по значительным суммам задолженности для экономии расходов на госпошлину иногда целесообразно сочетание приказного производства (на сумму основного долга) и искового производства (на сумму имущественных санкций). Кроме того, приказное производство – идеальный способ относительно недорого зафиксировать существующую задолженность в судебном порядке.

При отсутствии достаточной денежной суммы для оплаты государственной пошлины по всему иску, можно заявить требования в части. После получения соответствующей части суммы долга по решению суда, можно подать новый иск уже на всю оставшуюся сумму задолженности.

С момента вступления в законную силу Особенной части Налогового кодекса отменено требование об отметке плательщика на оборотной стороне платежного поручения "Исполнено" с указанием суммы прописью. Такая отметка ранее заверялась подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплялась оттиском печати банка с проставлением даты исполнения платежного поручения. На сегодняшний день на платежном поручении должна стоять оригинальная печать банка синего цвета, а также подпись исполнителя на лицевой стороне (ч. 2 п. 4 ст. 251 НК). На оборотной стороне платежного поручения никакие отметки не ставятся.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 23 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине» платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины именно по тому исковому заявлению (иному заявлению, ходатайству, жалобе), к которому документ приобщен. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате пошлины не должны приниматься хозяйственными судами в качестве доказательств ее уплаты.

Пример формулировки назначения платежа:

«Госпошлина за рассмотрение Хозяйственным судом города Минска иска ОАО «Рога и Копыта» к ООО «АБВГ» о взыскании 94 307 010 белорусских рублей».

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены на сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь www.court.by. Стоит обратить внимание, что реквизиты для уплаты государственной пошлины для нерезидентов приведены отдельно. Государственная пошлина уплачивается в республиканский бюджет.

При этом следует иметь в виду, что уплата пошлины в установленном порядке и размере может быть произведена за лицо, подающее исковое заявление, иное заявление, ходатайство или жалобу, за счет средств этого лица его законным представителем, который в силу учредительных документов уполномочен выступать от имени плательщика пошлины или уполномоченным представителем, осуществляющим свои полномочия на основании доверенности, содержащей полномочие на уплату пошлины. При оплате государственной пошлины лицом, не имеющим такой доверенности, суд оставляет исковое заявление без движения до устранения недостатков.

Свои особенности имеет уплата государственной пошлины нерезидентом. Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является не платежное поручение с отметкой банка, а справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску, которая направляется в суд в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет (ч. 2 п. 5 ст. 251 НК). Фактически данная справка поступает в суд через 7-15 дней, что зачастую служит основанием для оставления искового заявления без движения, а иногда и его возврата.

Льготы по уплате государственной пошлины. Статьей 277 НК предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины.

К сожалению, структура данной статьи не выделяет однозначный перечень субъектов, освобожденных от уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд Республики Беларусь. Норма статьи сформулирована так, чтобы распространить свое действие на случаи уплаты пошлины при обращении как в общие, так и в хозяйственные суды. Но очевидно, что ряд из специальных субъектов, перечисленных в статье, в соответствии с правилами подведомственности не может обратиться в хозяйственный суд за защитой своих прав по вопросу, предусмотренному в приведенном перечне.

Следует помнить, что не оплачивается государственной пошлиной обжалование промежуточных определений, выносимых судом (например, определения о приостановлении производства по делу, определения о замене стороны по делу, определения об обеспечении иска).

В статье 258 НК речь идет о дополнительных основаниях для освобождения от уплаты государственной пошлины физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом сама формулировка названия статьи едва ли позволяет распространить ее действие на физических лиц, принимающих участие в хозяйственном процессе. Однако п. 3 данной статьи гласит, что прокурор, имеющий право принесения надзорного протеста, исходя из имущественного положения физического лица, вправе полностью или частично освободить его от государственной пошлины при подаче надзорной жалобы. При этом в отличие от иных пунктов статьи, данный пункт не содержит условия непричастности к осуществлению предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что прокурор имеет право освободить от уплаты государственной пошлины физическое лицо при подаче надзорной жалобы на постановление хозяйственного суда.

На взгляд автора, исключение права на освобождение от уплаты государственной пошлины физических лиц по объектам обложения, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, существенно ущемляет право на судебную защиту граждан, участвующих в хозяйственном процессе. Так, в хозяйственном суде было рассмотрено дело по иску Инспекции Министерства по налогам и сборам о привлечении к субсидиарной ответственности в размере 2.341.511.464 руб. директора и учредителя обанкротившегося юридического лица. Исковые требования были удовлетворены. Фактически данные лица имели намерение обжаловать данное решение суда, но не имели возможности это сделать, т.к. размер государственной пошлины за обжалование составил бы 9 366 046 белорусских рублей, что явно непосильно для обычного гражданина.

Доплата государственной пошлины. После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу проходит определенное время, иногда рассмотрение конкретного дела затягивается на месяцы, соответственно у истца появляется право увеличить исковые требования, а именно: рассчитать размер штрафных санкций на день вынесения решения хозяйственным судом. При этом следует учитывать, что увеличение размера заявленной неустойки, оплачивается государственной пошлиной. Иными словами, до заявления ходатайства об увеличении исковых требований истец должен оплатить государственную пошлину в общем порядке и представить оригинал платежного поручения суду, рассматривающему дело.

Иной порядок установлен для уточнения размера процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно части 1 пункта 31 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 N 23 "О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине" требование о взыскании процентов на основании пункта 1 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь, рассчитанное и оплаченное пошлиной исходя из периода просрочки исполнения денежного обязательства по состоянию на день предъявления иска в хозяйственный суд, может быть увеличено истцом исходя из периода просрочки по состоянию на день вынесения судебного решения. При этом истцом пошлина не доплачивается, а подлежит взысканию хозяйственным судом с виновной стороны при вынесении решения.

Также государственной пошлиной должны быть оплачены дополнительные требования, заявленные в ходе рассмотрения дела.

Распределение государственной пошлины по итогам рассмотрения спора. По результатам рассмотрения дела хозяйственным судом судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 133 ХПК).

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.

При отказе истца от иска для распределения пошлины имеют значение мотивы отказа такого отказа. Если отказ от иска связан с его необоснованностью, заявлением к взысканию уже погашенной задолженности, то государственная пошлина, уплаченная в бюджет не возмещается ответчиком, становится своеобразной мерой ответственности для истца, уплатившего ее при обращении в суд. Если же отказ от иска был осуществлен в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска, это не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов. В таком случае, истцу в ходатайстве об отказе от иска целесообразно привести мотивы отказа и указать, что расходы по уплате государственной пошлине он просит отнести на ответчика.

При отказе в удовлетворении иска государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.

В соответствии с п. 7 ст. 250 НК за рассмотрение хозяйственными судами исковых заявлений при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки. Стоит обратить внимание на формулировку данной нормы, вступившей в силу с 01.02.2011 г. Если ранее заключение соглашение в порядке посредничества позволяло получить возврат 50 процентов государственной пошлины уже после заключения соглашения, то есть post factum, то сейчас уже на стадии подачи иска можно оплатить 50 % при условии наличия согласованного ходатайства.

В то же время, при недостижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу государственная пошлина уплачивается истцом в размере, установленном НК, исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде (п. 2 ст. 254 НК).

При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии с п. 7 ст. 250 НК.

При уплате государственной пошлины в полном объеме и заключении соглашения в примирительной процедуре или заключении мирового соглашения, истцу из бюджета возвращается соответственно 50 и 25 % суммы уплаченной в республиканский бюджет государственной пошлины (подпункты 2.1.4 и 2.3 пункта 2 ст. 259 НК).

Однако, после 31.01.2011 сумма государственной пошлины, недоплаченная или возвращенная истцу в связи с заключением соответствующего соглашения, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, неисполнившей добровольно мировое соглашение (п. 3 ст. 254 НК).

Иногда, особенно при большой сумме государственной пошлины, имеет смысл заключить соглашение в примирительной процедуре по неоспариваемой сумме, а вопрос об обоснованности остальных требований оставить на разрешение суда.

Пример:

Исполком предъявил требование о возврате бюджетной суммы в размере 500 000 000 белорусских рублей, процентов по ст. 366 ГК в размере 20 000 000 белорусских рублей и пени в размере 60 000 000 белорусских рублей.

Практикующему юристу понятно, что в случае, если основания для возврата ссуды были и расчет правильный, то возврат суммы основного долга и процентов по ст. 366 ГК – бесспорные требования, а пеню можно уменьшить на основании ст. 314 ГК. Исполком же вряд ли заключит соглашение, в котором согласится на уменьшение расситаной пени во избежание вопросов к конкретному должностному лицу. Поэтому целесообразно в мировом соглашении в порядке посредничества признать бесспорные суммы в размере 520 000 000 белорусских рублей, заплатить истцу лишь 50 % госпошлины, а по пене попросить суд ее уменьшить со ссылкой на ст. 314 ГК. Если сумма уменьшения превысит сумму госпошлину, подлежащую возврату при признании пени в полном объеме, можно говорить об успешности выбранной тактики.

Возврат государственной пошлины. Государственная пошлина также подлежит возврату в случае ее излишней уплаты, отказа в принятии искового заявления или его возврата, прекращения дела в связи с неподведомственностью, оставления заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного порядка досудебного урегулирования спора и т.д. (см. ст. 259 НК). Практически беспроигрышным вариантом, исключающим утрату государственной пошлины, является приказанное производство, в котором государственная пошлина подлежит возврату даже в случае необоснованного заявления требований и отказе в выдаче определения о судебном приказе.

Во всех вышеперечисленных случаях судом выдается справка на возврат государственной пошлины, заверенная гербовой печатью суда. Основанием выдачи данной справки служит постановление суда (определение, решение, постановление), в котором разрешается вопрос о распределении судебных издержек.

Порядок возврата государственной пошлины, уплаченной для обращения в хозяйственный суд, установлен в п. 3 ст. 259 НК. Так, для возврата государственной пошлины субъекту необходимо написать заявление в обслуживающую его налоговую инспекцию. К заявлению плательщика о возврате государственной пошлины прилагаются оригиналы документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных оригиналов документов. К данному заявлению также должен быть приложен оригинал справки на возврат государственной пошлины. Стоит отметить, что необоснованным является обычно предъявляемое налоговым органом требование представить оригинал (или заверенную судом копию) определения, на основании которого выдана справка[3]. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано плательщиком в налоговые органы не позднее трех лет со дня ее уплаты.

Если же государственная пошлина была оплачена, а иск в суд так и не был предъявлен, то необходимо написать заявление на возврат государственной пошлины, уплаченной за подачу иска, который фактически не был подан, на имя председателя соответствующего хозяйственного суда. К данному заявлению необходимо приложить оригинал платежного поручения на оплату государственной пошлины. На основании данного заявления будет выдана справка на возврат государственной пошлины.

Подводя итоги, достаточно подробного анализа законодательства и практики уплаты, возврата и взыскания государственной пошлины, можно выделить следующие выводы:

1) во избежание потери государственной пошлины за подачу необоснованного иска, при подаче искового заявления (заявления о выдаче судебного приказа) – полезным будет проверить поступление денежных средств от ответчика на день подачи иска;

2) при заявлении требований о взыскании крупной задолженности, которая признается ответчиком, целесообразно подумать о применении упрощенной процедуры рассмотрения дела – приказанного производства (максимальная ставка государственной пошлины при рассмотрении заявления о выдаче судебного приказа составляет 175.000 белорусских рублей);

3) при предъявлении иска следует помнить, что каждое заявленное требование должно быть оплачено государственной пошлиной, поэтому лучше действовать поступательно, чтобы не понести излишние расходы;

4) в случае, если ответчик признает исковые требования, или стороны готовы договориться на условиях взаимных уступок, целесообразно заключение мирового соглашения или соглашения в примирительной процедуре, что не только минимизирует расходы, связанные с рассмотрением дела хозяйственным судом, но и создает действенный финансовый стимул для исполнения соглашения в виде возможности довзыскания государственной пошлины.


[1] Приведены ставки пошлины, взимаемые за основные действия в хозяйственных судах. Указанные ставки государственной пошлины совсем недавно изменялись и новая редакция Приложения № 16 к НК вступила в силу с 31.01.2011 г.

[2] В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 26 от 28.10.2005 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» требования о применении последствий недействительности сделки могут быть предъявлены как одновременно с иском о признании оспоримой сделки недействительной либо с иском об установлении факта ничтожности сделки, так и в виде самостоятельного требования.

[3] Такой вывод вытекает из буквального толкования положений, содержащихся в п. 3 ст. 259 НК, устанавливающих, что к заявлению плательщика о возврате государственной пошлины прилагаются определение общего суда или справка хозяйственного суда.

Просмотров: 257 | Добавил: thaver | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz