Государственная пошлина 6
   
Пятница, 09.12.2016, 00:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2012 » Ноябрь » 15 » Государственная пошлина 6
17:20

Государственная пошлина 6








1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

1.1 Понятие государственной пошлины, назначение и принципы ее формирования

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий[4].

Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами [10, С.243].

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины[10, С.244]. Итак, общая характеристика госпошлины представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Место государственной пошлины в системе налогов и сборов РФ





Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).
1.2 Порядок установления государственной пошлины, система ставок, механизм исчисления и сроки уплаты.

Проще всего будет начать с юридического состава государственной пошлины. Юридический состав государственной пошлины схематически изображен на рисунке 1 в приложении А. В него входят: плательщики, объект взимания, размер, сроки и порядок уплаты государственной пошлины.

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций, которые обращаются в уполномоченный орган за совершением юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ)[4]. Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов. Классификация плательщиков государственной пошлины приведена в приложении А на рисунке 2.

Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины или выдача документов. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, выдача указанными судами документов, совершение нотариальных действий, государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением российского гражданства и выходом из него – все это юридические действия, которые являются объектом взимания государственной пошлины. Помимо этих случаев государственная пошлина взимается также и в некоторых других: за регистрацию российских граждан по месту их жительства, за внесение изменений или исключение записи о национальной принадлежности российских граждан в паспортах и других документах, удостоверяющих личность, за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества и т.д. Государственная пошлина уплачивается и за выдачу лицензий на пользование животным миром. Виды юридически значимых действий, оплачиваемых государственной пошлиной приведены на рисунке 3 в приложении А.

В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:

действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;

действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

нотариальные действия;

действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;

действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;

государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия [9, С.198]

Все те юридически значимые действия, за совершения которых уплачивается государственная пошлина, возникают не в произвольном порядке, а строго предусмотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федеральном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать виды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе, а вот полномочия на совершения данных юридически значимых действий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального и местного уровня.

Порядок уплаты государственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата государственной пошлины.

В таблице 1 приложении Б приведены все статьи налогового кодекса РФ в которых точно указаны размеры государственной пошлины при совершении каких-либо юридически значимых действий, совершение которых обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности по уплате госпошлины.

На настоящий момент действуют следующие виды ставок:

1) В судах общей юрисдикции, указанные в таблице 2 приложения Б.

2) По делам рассматриваемым в арбитражных судах - перечислены в таблице 3 приложения Б.

3) По делам, рассматриваемым в Конституционном Суде РФ - перечислены в таблице 4 приложения Б.

4) За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, указанных в в таблице 5 приложения Б[9, С.135].

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия могут совершаться не только нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, но и занимающимися частной практикой. Уплата государственной пошлины является необходимым условием совершения нотариального действия (удостоверения договоров и сделок, доверенностей, свидетельствования подлинности копий и верности подписей, совершения исполнительной надписи, совершения протестов векселей и др.). Нотариальное действие может быть признано совершенным только после уплаты государственной пошлины. Объектом взимания государственной пошлины может быть как само совершение нотариальных действий, так и составление проектов документов, выдача копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы по непосредственному изготовлению документов.

Нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам. Полученные суммы остаются в его распоряжении, и с них уплачивается налог государству. Выгодный налоговый статус частнопрактикующего нотариуса объясняется тем, что в соответствии со ст.1 Основ законодательства нотариальная деятельность не признается предпринимательством (считается, что она не преследует цели извлечения прибыли). Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивает со своих заработков не налог на прибыль, а подоходный налог с физических лиц.

Тариф, по которому взимается плата за совершение частнопрактикующим нотариусам, нотариальных действий, составление проектов договоров и т.д., определяется соглашением сторон (нотариусом и клиентом). В тех же случаях, когда законодательством предусмотрена только нотариально удостоверенная форма совершения тех или иных сделок, плата взимается по тарифам, соответствующим ставкам государственной пошлины. Приведем пример. В случае обращения к нотариусу, занимающемуся частной практикой, за удостоверением договора купли-продажи ювелирного изделия, взимается плата по тарифу, который устанавливается в результате соглашения нотариуса и клиента, поскольку такой договор может быть заключен и в устной, и в простой (нотариально не удостоверенной) письменной форме.

В доверенности на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами могут быть указаны следующие письменные полномочия: регистрировать автотранспортное средство в органах ГАИ; осуществлять таможенное оформление транспортного средства; управлять автотранспортным средством, перегонять его, быть представителем в органах ГАИ при проведении технического осмотра и следить за техническим состоянием; производить замену номерных агрегатов, изменять цвет автотранспортного средства; получать дубликаты паспортов транспортных средств, регистрационных документов и знаков взамен утраченных; снимать автотранспортное средство с учета в органах ГАИ; заключать договоры мены, дарения, купли - продажи, залога, аренды автотранспортного средства; передоверять предоставленные полномочия и другие;

К прочим доверенностям относятся доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, в том числе доверенности в порядке передоверия этих полномочий;

Для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Перечень документов по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Правительством Российской Федерации[24, С 350];

5) За государственную регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей, средств массовой информации, а также за совершение прочих юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, указанных в таблице 6 приложения Б. [10, С.269];

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при гос. регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.

Государственная пошлина за гос. регистрацию СМИ уплачивается с учетом следующих особенностей:

при регистрации СМИ рекламного характера размер гос. пошлины для соответствующего СМИ увеличивается в пять раз;

при регистрации СМИ эротического характера размер гос. пошлины для соответствующего СМИ увеличивается в 10 раз;

при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер гос. пошлины для соответствующего СМИ уменьшается в пять раз.

Отнесение к СМИ рекламного, эротического характера, к СМИ, специализирующимся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также к СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения осуществляется в соответствии с законодательством РФ. [9];

При гос. регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение 3 рабочих дней после дня уплаты пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет расчет суммы гос. пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.

Для исчисления гос. пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается рыночная цена культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе. В случае, если орган гос. власти, выдающий свидетельство на право вывоза культурных ценностей, определяет иную стоимостную оценку, для исчисления гос. пошлины принимается более высокая цена.

Государственная пошлина уплачивается исходя из цены всех одновременно вывозимых одним лицом культурных ценностей.

В случае вывоза (временного вывоза) культурных ценностей лицами, передавшими в дар РФ культурные ценности, в отношении которых принято решение о внесении их в государственные охранные списки или реестры, в целях определения размера гос. пошлины цена вывозимых культурных ценностей уменьшается на цену культурных ценностей, переданных в дар.

6) За совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, государственная пошлина уплачивается в размерах, указанных в в таблице 7 приложения Б.

7) За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации или въездом в Российскую Федерацию государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, указанных в в таблице 8 приложения Б.

8) За совершение действий, связанных регистрацией программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, указанных в в таблице 9 приложения Б. [18, С. 174];

Размер государственной пошлины устанавливается в твердых ставках (простая государственная пошлина) или в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная и прогрессивная государственная пошлина). Для устранения инфляционного влияния на размер государственной пошлины ее твердая ставка привязалась к минимальному размеру оплаты труда. В настоящее время в РФ наблюдается тенденция на изменение величин МРОТ, фигурировавших практически во всех нормативных актах конкретными суммами (как это было установлено Налоговом Кодексе).

Размеры государственной пошлины определяются кратно минимальному размеру оплаты труда (на день уплаты госпошлины) или в зависимости от цены иска, сделки, имущества и устанавливаются для каждого вида юридически значимых действий в отдельности.

Пропорциональная ставка государственной пошлины устанавливается в едином проценте от суммы договора, иска, размера наследственной массы и т.д.

Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина). В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень.

Размеры пропорциональных и прогрессивных государственных пошлин могут ограничиваться пределами:

а) минимальными (за нотариальное удостоверение договоров поручительства - 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее двукратного размера минимального размера оплаты труда);

б) максимальными (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска свыше 1 млн.руб. - 16 млн. 600 тыс.руб. + 0,5% суммы свыше 1 млн.руб., но не свыше 100000 руб.).

Размер государственной пошлины может ставиться в зависимость от того, кто ее уплачивает. За государственную регистрацию договора о залоге недвижимости граждане уплачивают двукратный, а юридические лица – пятикратный размер минимальной оплаты труда. За выдачу свидетельства о праве на наследство наследники первой очереди уплачивают государственную пошлину в размере 1% стоимости наследуемого имущества, все другие наследники - 2%.

Особое внимание следует обратить на наделение отдельных государственных органов и должностных лиц дискреционными (т.е. реализуемыми по своему усмотрению) полномочиями по установлению размера государственной пошлины. Так, за составление нотариусом проекта сделки, предмет которой не подлежит оценке, взимается государственная пошлина в сумме от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. За государственную регистрацию расторжения брака по решению суда величина пошлины может составить от двух до трех минимальных размеров оплаты труда (с одного или обоих супругов). В Федеральном Конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. [24, С.384].

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. Эти правила и исключения из них представлены в приложении В на рисунке 1.

В главе 25.3 НК РФ содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

Лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)

при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ) [4].

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Обращаясь в нотариальную контору, платить пошлину следует непосредственно в момент обращения.

Определение времени уплаты государственной пошлины зависит, во-первых, от того, какой государственный орган (должностное лицо) совершает требуемое юридически значимое действие либо выдает необходимый документ, а, во-вторых, от вида самой «услуги», за которую уплачивается государственная пошлина. Так, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях с нотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче соответствующего заявления.

Законом устанавливаются случаи, когда государственная пошлина уплачивается до выдачи необходимого документа: в случае выдачи лицензии на пользование животным миром; по делам, связанным с приобретением российского гражданства и выходом из него; по делам о выезде из России и въезде в Россию; при регистрации российских граждан по месту их жительства и т.д.

За выдачу копий документов и их дубликатов (судебных, нотариальных, органов ЗАГС) оплата государственной пошлины совершается при их выдаче.

Момент уплаты государственной пошлины может повлиять и на ее размер. В целом ряде случаев величина государственной пошлины устанавливается в кратном размере от минимальной оплаты труда, которая, в свою очередь, периодически изменяется. При изменении минимального размера оплаты труда при определении государственной пошлины используется тот, который действовал на день уплаты пошлины.[20, С.1 ]

В таблице 1 представлены некоторые сроки по уплате государственной пошлины.

Таблица 1 – Сроки уплаты государственной пошлины

Действие

Срок уплаты

1) При обращении в Конституционный Суд, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы

2) Лица, выступающие ответчиками если решение суда принято не в их пользу

в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) При обращении за совершением нотариальных действий

до совершения нотариальных действий;

Продолжение таблицы 1

4) При обращении за выдачей документов (дубликатов)

до выдачи документов (дубликатов)

5) При обращении за проставлением апостиля

до проставления апостиля;

6) При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов

не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

7) При обращении за совершением иных юридически значимых действий

до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства. В недавнем прошлом в большинстве случаев государственная пошлина уплачивалась путем покупки специальных пошлинных марок с их последующим погашением. Сейчас же прежде всего в связи со значительным увеличением размеров государственной пошлины она уплачивается путем внесения соответствующей суммы в, банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

Минфин России указывает, что плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить государственную пошлину в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена. На рисунке 2 изображен общий порядок уплаты государственной пошлины налогоплательщиком.



Просмотров: 647 | Добавил: thaver | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz